Грандиозные аферы века

Грандиозные аферы века

Сообщение HainanWel.com(e)! » 07 мар 2017, 14:46

В этой истории 2 детективных сюжета, по каждому из которых можно написать свой роман. А на переплетении этих сюжетов может получиться вообще сенсационный шедевр. Я такую задачу перед собой не ставлю. Я просто предлагаю читателям взглянуть на известные исторические факты под определенным углом зрения.

Оба сюжета разыгрываются, практически одновременно в начале ХХ века.

Сюжет 1.

Некий финансовый трест решил взять под свой контроль страховой рынок. Зачем? Да просто, владельцы этого треста считают, что деньги должны приносить деньги только им и никому другому. Пока этой причины для нашего сюжета достаточно.

Как это сделать? Схема, в общем, тоже понятна: нужно, чтобы страховщики задолжали тресту неподъемную для себя сумму. Т.е. должен произойти страховой случай с выплатой страховой суммы большей, чем резервы страховщиков.

Несмотря на свое финансовое могущество, в начале ХХ века трест еще не мог устроить «природный» катаклизм с разрушением крупного города, например. Максимум, на что можно было рассчитывать – авария с затоплением морского судна. Но сама Природа в этот раз была на стороне финансистов.

В 1906 году в США произошло землетрясение магнитудой более 7 баллов. Эпицентр пришелся на Сан-Франциско, но пострадали и другие города. Общее число погибших оценивается в 3000 человек, жилья лишились 200-250 тыс. человек. Общий ущерб составил больше $400 млн. Что это за сумма для того времени мы еще узнаем по ходу пьесы. А пока достаточно сказать, что для страховых компаний она оказалась неподъемной.

Это еще не весь ущерб был застрахован. Общая сумма страховых выплат составляла только половину ущерба. И даже, несмотря на это, страховым компаниям пришлось не только под «0» опустошить свои резервы, но и подписать дополнительные соглашения по рассрочке выплат. А как иначе? Дело было резонансное.

В результате, страховые компании, оказались в очень неустойчивом финансовом положении на несколько ближайших лет. В этот момент и родился план треста добить раненого зверя, прибрав к рукам его кормушку.

Реализация плана облегчалась тем, что у одного из директоров треста (имя его я раскрою позже) в собственности была морская транспортная компания, обладающая большим торговым и пассажирским флотом. Проблемы устроить кораблекрушение с участием одного и даже двух кораблей не было. Проблема была в том, что ни один корабль в то время не стоил больше $3млн. Это новый, а с учетом амортизации, в компании не было ни одного корабля дороже $1 млн.

Поэтому в 1907 г. запускается проект строительства 2-х суперлайнеров. Даже не так – суперпуперлайнеров, а в следующих 1908-09 годах оба корабля последовательно закладываются на верфи.

В это же время запускается рекламная кампания, сопровождающая весь ход строительства. Упор делается на безопасности, комфортабельности и непотопляемости лайнеров. Целей у этой кампании две: поднять страховую сумму и привлечь внимание богатейших людей мира к возможному путешествию.

Большинство моих читателей, наверняка догадалось, что сюжет построен на реальных материалах. Например, что названия будущих суперпуперлайнеров – «Олимпик» и «Титаник», что транспортная компания называлась «Уайт Стар Лайн», а владелец этой компании – Дж.П. Морган.

Поднять страховую стоимость судна с помощью рекламы можно. Но неплохо бы еще и реальную себестоимость снизить. Техническая возможность такой аферы закладывалась еще на стадии проектирования. Несмотря на уникальность конструкции кораблей, все силовые, энергетические установки, ходовые и румпельные механизмы были выбраны стандартными.

Это давало широкие возможности применения б/ушных, бракованных и некондиционных агрегатов и запчастей. Досталось и корпусу кораблей. Вместо специальной корабельной стали, на корпус пошло самое дешевое железо. Правда, обнаружить такую подмену удалось только через 70 с лишним лет.

Но ведь пассажирский лайнер – это не только железо. Немалую часть его стоимости составляет отделка интерьеров. Если меня сейчас читает хоть один дизайнер интерьера, он прекрасно понимает, какую вилку цен можно заложить, если заказчик лох.

Заказчик был не лох, но в официальной смете ему выгодно было побыть «лохом». В смету было включено ВСЁ! Это не означает, конечно, что за всё по смете было уплачено.

В итоге, фактическая себестоимость каждого корабля едва ли превысила $ 2,5 млн. Объявленная стоимость кораблей, в соответствие со сметой, оказалась по $7 млн. каждый. Осталось их застраховать.

Все крупные риски в Европе в то время страховались в страховом пуле Ллойда. Там риски оценивались, а затем перестраховывались в десятках, а, при необходимости, и сотнях страховых компаний. Схема стандартная, но страховая сумма в $7 млн. – невообразимая для одного судна. После долгих переговоров сошлись на $5 млн.

В принципе, такую сумму страховщики бы потянули. Но их подловили на другом. И этот вариант аферы «подсказали» сами страховщики.

Дело в том, что в те годы многие страховые компании становились жертвами мошенников. Правилами страхования морских судов предусматривались отдельные выплаты по утрате судна, утрате груза и утрате/порче имущества. Мошенники пользовались этим правилом. Утопив какую-нибудь лодчонку за тыщу баксов, они объявляли об утрате груза на $20 тыс. и более. И страховщикам приходилось выплачивать. Поэтому, начиная с 1907 года, было введено правило: без предварительного осмотра груза, его описи и описи личного имущества представителями страховой компании, претензии на возмещение ущерба не принимаются.

Кажется, ведь все предусмотрели. Просто они не знали, с кем связались.

Утром 10 апреля 1912 года в уютном зале Титаника сидело с десяток страховых клерков и неустанно стучало по клавишам печатающих машинок. Они составляли описи личного имущества прибывающих на борт пассажиров. Когда поток пассажиров закончился, клерки спокойно собрали копии описей и отнесли в офис. Паника началась через несколько часов, когда обсчитали и просуммировали все описи. Почти $9 млн. (!). А ведь это только в порту Саутгемптона. Здесь на борт поднималась, конечно, не бедная публика, но самая богатая ожидалась в следующем порту – Шербуре. Опасения страховщиков оправдались: общая стоимость драгоценностей, личных вещей, египетских артефактов (о них еще пойдет речь дальше) приблизилась к $30 млн. Это был шок.

Успокаивало лишь одно: это же непотопляемый трансатлантический лайнер. Что с ним может произойти за один рейс?

Пока страховщики молились за благополучный исход данного мероприятия, организаторы аферы собрались на небольшой междусобойчик. На берегу, естественно. Они, судя по газетам, тоже собирались принять участие в этом увлекательном путешествии, но в последний момент по разным причинам отказались.

Не обошлось без курьезного случая. Героем его стал мультимиллионер Альфред Вандербильт.

- Хотите посмеяться, господа? – спросил он, только что вернувшись с борта Титаника.
- ?!
- Я тут на наш Титаник погрузил картины стоимостью миллион долларов! А прикол знаете в чем? Вместо оригиналов – там копии стоимостью 100 фунтов! -
И Альфред весело расхохотался.
- Дебил, б…дь!, - заорал на него Дж.П. Морган, - Спалить нас хочешь? Немедленно возвращайся на корабль и забирай картины! Или ты может хочешь поплыть вместе с ними?
Испуганный Вандербильт кинулся к выходу.

- И не забудь вычеркнуть их из страховой описи! – услышал он вдогонку.

Этот случай описан во множестве источников (без прямой речи, конечно). Но именно как курьезный. Мотивы поведения Вандербильта ни в одной из десятков версий гибели Титаника остались неразгаданными. Поднялся на корабль с картинами, сошел – без картин. Почти перед самым отплытием примчался на корабль, забрал картины и с ними покинул судно. При этом был заявлен в списке пассажиров.

То, что произошло через 4 дня, вызвало среди страховщиков настоящую панику, а еще через месяц ллойдовский пул оказался под контролем финансового треста. Большинство страховых компаний, участвовавших в перестраховании, так же оказались неспособными удовлетворить все претензии. Выпутаться удалось лишь немногим. Я знаю только одну: немецкую компанию Альянс. За этой компанией стоял Дойче Банк, а он еще не был под контролем финансового треста.

Если кому-то показалось, что это была крупная афера, он глубоко заблуждается. Для этого финансового треста проворачивать такие аферы, как для нас - в магазин за кефиром сходить.

Намного серьезнее, сложнее и грандиознее по потенциальному эффекту закручивалась афера на другом конце света. Это я так перехожу ко второму сюжету.

Сюжет 2.

Главное действующее лицо – тот же самый финансовый трест. Время действия – то же самое время. Только задача стоит другая – взятие под контроль всей финансовой системы США. А это уже задача другого порядка: не только экономическая, но и политическая.

Этому сюжету посвящены многочисленные исследования, но большинство из них ссылается на единственный источник: книгу ЮСТАСА МУЛЛИНСА «СЕКРЕТЫ ФЕДЕРАЛЬНОЙ РЕЗЕРВНОЙ СИСТЕМЫ».

Там есть все: тайные поездки в запечатанном вагоне, тайные заседания на охраняемом, пустынном острове, «разработка» законопроекта, вербовка ключевых фигур, финансирование президентских компаний, слушания в профильных комитетах и комиссиях Конгресса, махинации с получением одобрения у различных ассоциаций, позиции разных политиков, провал на голосовании, запуск «нового» законопроекта и, наконец, его подписание.

Не скажу, что книга читается, как детектив, но разобраться можно. Основная трудность – встречается много устаревших финансовых терминов, и пока уточняешь их смысл, теряется основной сюжет.

Пересказывать книгу, даже очень кратко, не вижу смысла. Лучше я расскажу, о чем в книге не написано, но что непосредственно повлияло на ход событий.

За точку отсчета возьмем декабрь 1911 года. Именно к этому моменту инициаторы законопроекта о федеральном резерве решили, что вся подготовительная работа, начатая в 1907 году, завершена. Они уже получили одобрения почти от всех заинтересованных сторон. Президент был «их человек». Оставались сущие формальности: пройти голосование в Конгрессе.

Но дебаты затянулись, и до рождественских каникул не позволили поставить законопроект на голосование, а в январе следующего года законопроект с треском провалился.

Инициаторы собрались на совещание. Председательствовал Дж.П. Морган. Доклад делал ответственный за проект Пол Варбург.

В докладе он описал, какая гигантская работа была проделана, какие ресурсы были задействованы, но ему пришлось признать, что результат оказался неожиданным.

- Скажи, Пол, ты ведь задумывался над причинами провала? Ты можешь назвать главное, что помешало пройти законопроекту? – задал вопрос председательствующий.
- Мне кажется, кто-то плетет против нас интриги.
- «Кто-то» - это пустые слова, Пол. Мне нужен список этих «кто-то».
- У меня он есть, сэр.
- Отлично! Теперь скажи, Пол, если представить, что эти «кто-то» перестанут нам мешать – этого будет достаточно, чтобы продавить законопроект?
- Не уверен. Я думаю, раз нас провалило демократическое большинство, надо внести в проект небольшие изменения и продвигать его под другим соусом от демократов.
- Хорошая идея, Пол! Вот ты этим и займись. А я займусь списком.

Морган, как мы помним, занимался в это время проектом «Титаник». И его подручные организовали в Штатах газетную кампанию по привлечению богатейших людей Нового Света на Титаник. Сложность была в том, что Титаник отправлялся из Европы. Значит, сначала нужно было выманить американский истеблишмент в Европу.

Действовать было решено через женщин. Страсть к путешествиям и желание «блистать в обществе» - именно на эти милые женские слабости была направлена вся рекламная кампания.

Нельзя сказать, что женщины из американского «высшего общества» не путешествовали или не «блистали в обществе». Удивить их чем-то было не просто. Чтобы они наверняка клюнули, нужно было предложить, что-то действительно экзотическое и необычное.

Сенсация не заставила себя долго ждать. В начале 1912 года на раскопках древнего египетского города Амарна обнаружены античные скульптуры! Вот-вот уже весной этого года ожидается археологическая суперсенсация всех времен! Возможно, будут найдены скульптуры Эхнатона и Нефертити! А вдруг удастся заполучить себе в коллекцию античную скульптуру или хоть какую-нибудь древнюю табличку.

Эх, знали бы люди, как их дурят! Но человек устроен так, что без нужды не включает в работу мозг. Да если бы кто-то и включил, никогда бы не поверил, что возможна такая грандиозная афера, в которой он будет участвовать, как статист. Я наткнулся на разгадку египетской аферы случайно и обязательно поделюсь результатами своего многодневного расследования, но немного позже.

В салонах Нью-Йорка и Чикаго, Детройта и Сан-Франциско дамы света наперебой делились своими планами на весеннее экзотическое путешествие. А про себя уже решали, в каких нарядах и драгоценностях они будут блистать на балах роскошного Титаника.

Для привлечения на Титаник конкретных людей из «списка Варбурга», оказалось достаточно разослать им личные приглашения.

По первоначальному замыслу разработчиков проекта «Титаник», не планировалось топить пассажиров. Они должны были спастись. Количество спасательных шлюпок, предусмотренных проектом корабля, должно было хватить на всех пассажиров и экипаж при полной загрузке судна. Но в январе 1912 года эти планы поменялись. Большую часть шлюпок с борта лайнера сняли. Загрузка в этот рейс была не полной, а шлюпок не хватило даже половине. Спастись удалось 712 пассажирам и членам экипажа из 2208 человек. Среди спасенных 75% - женщины и дети. На это тоже был расчет. Команда экипажа выполняла строгие предписания: сначала грузить в шлюпки женщин и детей. Джентльмены поначалу не сильно расстраивались, они были уверены – шлюпок на всех хватит. Не хватило.

Тем временем, Пол Варбург, внеся несущественные изменения в законопроект начал продвигать его через демократическую партию. В прессе была поднята шумиха, осуждающая «старый» проект и восхваляющая «новый». С каждым конгрессменом и сенатором велись личные беседы помощниками Варбурга.

Дело осложнялось тем, что 1912 год – год выборов Президента США, а ведь его подпись под законопроектом была решающей. На пост президента претендовали три кандидата: Вудро Вильсон от демократической партии, Говард Тафт (действующий президент) от республиканской, а Теодор Рузвельт (прошлый президент) от, только что созданной, прогрессивной партии. Как позже выяснилось, выборную кампанию всех трех кандидатов финансировали разные директора одной и той же финансовой группы: Kuhn Loeb Company.

Еще целый год велась интенсивная подготовка к внесению проекта на голосование. На этот раз Пол Варбург не имел права на ошибку. Кроме судьбы закона о федеральном резерве, решалась и его судьба: перейдет он из «младших партнеров» финансового треста в директора или попадет под машину.

В ноябре 1913 уже все готово для внесения «нового» законопроекта «О Федеральном Резерве» на голосование в Конгресс. Но Варбург не спешит. И только за 2 дня до Рождества, когда «дальние» конгрессмены уже разъехались по домам, законопроект был вынесен на голосование и в этот же день «проголосован».
Не успели чернила высохнуть на протоколе голосования, а законопроект уже был представлен на подпись Президенту Вудро Вильсону. Спешка настолько его поразила, что он отказался ставить свою подпись.

Варбург в панике. Снова собирается экстренный совет финансового треста. На этот раз уладить вопрос берется Бернад Барух. Он едет в Белый Дом и имеет часовую личную беседу с Президентом. Все. Законопроект подписан! Финансовая система США, а впоследствии и всего мира перешла под контроль финансового треста.

Когда велось расследование гибели Титаника, на вопросы следователей, страховщиков и журналистов пришлось отвечать всем причастным вплоть до Дж.П. Моргана. Когда его спросили:

- Сэр, как так получилось, что Вы сначала были заявлены среди пассажиров Титаника, а потом отказались от поездки?

- Я имею обыкновение, - ответил он – перед принятием важных решений советоваться со своим астрологом. В этот раз он предостерег меня от поездки. Но я не знал, что предостережение может касаться всех пассажиров.

-Сэр, скажите, неужели миллионеры верят во все эти предсказания?

- Миллионеры – нет. А миллиардеры – верят.

Дж.П. Морган лукавил. Те, кого он назвал «миллиардеры» не верят в предсказания. Они их создают.
http://zampolit-ru.livejournal.com/9416131.html
HainanWel.com(e)!
Администратор
 
Сообщений: 12286
Зарегистрирован: 01 июл 2010, 14:25

Вернуться в ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1