Россия попала в критическую зависимость от белорусских продуктов

Россия попала в критическую зависимость от белорусских продуктов

Сообщение HainanWel.com(e)! » 14 июн 2016, 12:33

Главные выводы правительственных аналитиков достаточно предсказуемы — главными пострадавшими оказались простые россияне, а ответные российские контрсанкции практически не оказали влияния на зарубежных производителей.

Кто расплатился за санкции
В докладе признается, что «практически все продовольственные рынки испытали сильное негативное воздействие, связанное с подорожанием импорта из-за падения курса рубля». (Напомним, что главной причиной девальвации российской валюты стало введение западных санкций против России.) Главным результатом этого стало снижение качества потребления в связи с падением реальных доходов населения.


Eastnews
В 2015 году реальные располагаемые доходы и средняя зарплата россиян в реальном выражении сократились на 4% и 9,5% соответственно. Это привело не только к значительному сокращению потребления, но и к изменению его структуры: доля продуктов питания выросла, а непродовольственных товаров — упала.

Из доклада
«Доля продуктов питания в потребительской корзине россиян достигла 38%. Это намного превышает уровни, типичные для развитых стран (10–20%) и даже для некоторых развивающихся стран (в Бразилии расходы на еду составляют 17,8%)».
Авторы документа отмечают, что согласно данным соцопросов, россияне начали экономить на покупке сыра и колбасы, мяса и птица, фруктов, рыбы и морепродуктов. «Традиционно в наименьшей степени население экономит на хлебе и хлебобулочных изделиях, крупах и макаронных изделиях», — констатируется в документе.

Из доклада
«В целом это свидетельствует об ухудшении качества жизни населения... Оно выражается как в переключении на товары более низкого ценового сегмента, так и за счет появления на рынках фальсифицированной продукции».
По оценкам правительственных аналитиков, за 2015 год среднедушевое потребление мяса снизилось с 73,8 кг/чел. до 72,6 кг/чел. Продажа населению говядины сократилась на 17,5%, свинины на 2,5%, мяса птицы — на 1,5%. При этом отмечается изменение структуры потребления мяса россиянами в сторону курятины: если в 2013 году 13% реализованного населению мяса приходилось на говядину, 22% — на свинину, 65% — на мясо птицы, то теперь доля говядины снизилась до 10%, свинины — до 19%, а доля мяса птицы выросла до 71%.

Снижается также потребление россиянами масла и сыров: за 9 месяцев 2015 года продажа населению животных масел снизилась на 2,7%, сыров — на 4,4%.


Eastnews
При этом правительственные аналитики не ожидают улучшений в обозримой перспективе. «Ситуация в экономике не позволяет рассчитывать на быстрое восстановление спроса на продовольственных рынках, что будет сопровождаться как дальнейшим сдвигом структуры спроса в пользу более дешевого сегмента на каждом из сегментов, так и сдвигом спроса с рыбы на мясо и возрождением значительного нетоварного производства для личного потребления в секторе овощей и фруктов» — утверждается в докладе.

Из доклада
«В связи с переключением спроса на более дешевые продукты говядина будет приобретать свойства нишевого дорогого продукта, поэтому массовая государственная поддержка этого сегмента нецелесообразна».
Общий вывод авторов доклада хоть и очевиден, но печален: смена поставщиков продовольствия, вызванная санкциями и антисанкциями, «была оплачена российскими покупателями».

Скромные успехи импортозамещения
«Производство продовольственной продукции выросло только по нескольким категориям и смогло лишь частично заместить запрещенную импортную продукцию», — констатируется в докладе. Так, положительная динамика наблюдается в свиноводстве и птицеводстве. Мало того, производство свинины и птицы уже превышает объем внутреннего спроса.

В данных условиях ключевой задачей для производителей мяса и птицы становится доступ к экспортными рынкам, уверены правительственные аналитики. «Однако снижение мировых цен на продовольствие объективно будет препятствовать росту российского экспорта на новые рынки, а также создавать значительные риски перераспределения доли на внутреннем рынке в пользу импортных продуктов в случае отмены контрсанкций. Это может быть компенсировано только дальнейшей девальвацией рубля».


Eastnews
То есть ради обеспечения птице- и свиноводам экспорта их продукции правительство готово запустить очередной раунд обесценивания рубля, со всему вытекающими последствиями, включая разгон инфляции. На этом фоне сравнительно безобидным выглядит даже пассаж о том, что для обеспечения животноводства кормами «целесообразно вернуться к рассмотрению вопроса относительно приемлемости генно-модифицированных культур в кормовых целях».

Вторым сектором, демонстрирующим рост производства результате антисанкций, является сектор молочной продукции, в первую очередь производства сыров. «Внутреннее производство сыров во многом замещает выпавший в результате введения эмбарго импорт. Однако проблема качества производимой продукции остается острой. Многие производители используют в своей продукции более дешевые заменители молочного жира. Так, импорт пальмового масла в Россию вырос в 2015 году на 26% к 2014 году», — констатируется в докладе.

Из доклада
«Национальный союз производителей молока (Созмолоко) оценивает объем фальсификата на рынке молока в 10%, на рынке сыра — не более 20–25%. Основная часть нарушений заключается в некорректной маркировке продукции при использовании жиров немолочного происхождения».
Как навредили врагам
Доля экспорта говядины из ЕС в общем экспорте в натуральном выражении составляла в 2013 году всего 1,4%. Тем не менее для отдельных стран эта доля была значительно выше. Так, Литва поставляла в 2013 году 38% своего экспорта в Россию, что составило 22% общего объема производства говядины в Литве.

Из доклада
«В то же время экспорт говядины из Литвы в 2015 году не только не сократился относительно предыдущих лет, но и вырос на 15% к 2014 году в натуральном выражении, что говорит о том, что замена российскому рынку была найдена».
Наибольшее значение с точки зрения экспорта свинины российский рынок играл для таких стран, как Литва, Финляндия и Ирландия, для которых доля экспорта в Россию в общем объеме экспорта составляла в 2013 году соответственно 41%, 17% и 16%. «При этом альтернативы российскому рынку со стороны Литвы не найдено, поскольку общее производство свинины в Литве сократилось в 2015 году по сравнению с 2013 годом на 10%», — утверждают правительственные аналитики. Здесь антисанкции сработали.

Финляндия, напротив, после резкого сокращения объемов производства свинины в 2014 году нарастила его в 2015 году. Ирландия также демонстрирует устойчивый рост объема производства — на 16% по сравнению с 2013 годом.

Российский рынок являлся ключевым экспортным рынком для мяса птицы из Финляндии и Литвы. «Несмотря на падение общего производства в Литве в 2013–1015 годах объем экспорта мяса птицы из страны рос, что говорит о том, что замена российскому рынку была найдена», — признают авторы документа. В то же время экспорт из Финляндии, напротив, сократился, и в 2015 году оставался ниже уровня 2013 года на 12%. И здесь контрсанкции сработали.


Eastnews
Польша и Бельгия существенную долю своего экспорта яблок поставляли на российский рынок. Так, в 2013 году поставки в Россию из Польши составили 55% общего экспорта и 22% объема производства, а для Бельгии — 25% экспорта и 21% объема производства. При этом замены российскому рынку найдено не было — объем экспорта яблок из Польши в 2015 году оказался меньше экспорта в 2013 году на 30% в натуральном выражении и на 38% в стоимостном.

Из доклада
«Вместе с тем Польша нарастила объемы поставок в Россию яблочного сока: в натуральном выражении в 2015 году по отношению к 2013 году экспорт вырос в 15 раз, в стоимостном — в 10 раз и составил 13,5 млн. евро».
Таким образом, результат антисанкций заметен только по двум позициям — литовской свинине и финской курятине.

Третий радуется
Основные страны-экспортеры свежей и охлажденной говядины в 2015 году не изменились по сравнению с 2014 годом, в их число вошли Беларусь, Украина и Бразилия, на долю которых пришлось 98,7% импорта. При этом в физическом выражении поставки из Беларуси выросли на 23%, а из Украины — на 34%(!). Импорт замороженной говядины в Россию поступает по-прежнему преимущественно из Бразилии и Парагвая, третье место здесь заняла Беларусь.


Страновая структура импорта мяса в 2014-2015 гг. Аналитический центр Правительства РФ, 2016 год
Поставки свинины в 2015 году шли преимущественно из Бразилии, Украины, Чили и Сербии. При этом доля Бразилии в импорте свинины в Россию повысилась с 49% в 2014 году до 77% в 2015 году.

Из доклада
«Суммарно увеличение поставок из Бразилии и объем поставок из Украины, оказавшейся в числе ключевых поставщиков в 2015 году, сопоставимо с выбывшими поставками свинины из Канады в 2014 году».
Принципиально новых поставщиков мяса птицы в Россию в 2015 году не появилось. Беларусь нарастила поставки на 26 тыс. тонн, при этом Бразилия же снизила свои поставки практически на такую же величину — 23 тыс. тонн.

Импорт свежей и охлажденной рыбы в 2015 году на 2/3 был обеспечен поставками с Фарерских островов, которые в абсолютном выражении нарастили свой экспорт в Россию в два раза. «Однако выбывший объем поставок рыбы из Норвегии, на которые в 2014 году приходилось 60 тыс. тонн, никем из экспортеров замещен не был», — признают правительственные аналитики.


Страновая структура импорта рыбы в 2014-2015 гг. Аналитический центр Правительства РФ, 2016 год
Структура экспортеров молока принципиально не изменилась за прошедший год: подавляющий объем импорта в Россию как поступал, так и поступает из Беларуси (96% в 2015 году). Беларусь также увеличила в 2015 году также свои поставки сливочного масла и прочих, заняв долю в импорте в 78%. В число крупных поставщиков сливочного масла и жиров входят также Уругвай, Новая Зеландия и Аргентина.


Страновая структура импорта молочных продуктов в 2014-2015 гг. Аналитический центр Правительства РФ, 2016 год
Структура крупнейших поставщиков картофеля, моркови, репы и других овощей в 2015 году изменилась незначительно. Главная сенсация — в число крупных поставщиков картофеля в 2015 году вошел Пакистан, заняв долю в 8% импорта картофеля в Россию.


Страновая структура импорта овощей в 2014-2015 гг. Аналитический центр Правительства РФ, 2016 год
Значительно увеличился импорт в Россию яблок, груш и айвы из Беларуси — на 88 тыс. тонн, поставки из Сербии выросли на 33 тыс. тонн.

Из доклада
«Однако, если сложить величины прироста импорта из Беларуси и Сербии, а также объем поставок из Молдавии и Чили в 2015 году, то полученный суммарный объем составляет лишь 45% поставок из Польши в 2014 году».

Eastnews
Главным же результатом взаимных санкций на данный момент приходится признать вывод правительственных аналитиков о том, что «в 2015 году заметно увеличилась зависимость России от импорта сыров, творога, сливочного масла и прочих жиров и масла из одной страны — Беларуси». А также от поставок из Беларуси сухого молока, яблок, говядины и мяса птицы.

http://www.livejournal.com/media/144460.html
HainanWel.com(e)!
Администратор
 
Сообщений: 12286
Зарегистрирован: 01 июл 2010, 14:25

Вернуться в ИНТЕРЕСНЫЕ ИСТОРИИ

Кто сейчас на форуме

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 1