Устройство железных дорог Италии обусловлено, прежде всего, наличием горной цепи Апеннин, иду щей вдоль полуострова. Железные дороги Италии тянутся вдоль побережья, а горы пересекают лишь в нескольких местах. Поэтому легко совершать перемещения между городами, расположенными на одном побережье, а вот путешествие на другое может занять немало времени, так как зачастую поезд идет в объезд и требуется транзитная пересадка в каком-либо узловом пункте. На севере страны, в пределах Паданской равнины, ситуация иная. Здесь располагаются несколько пересадочных узлов. Самый главный из них, в котором чаще всего совершаются пересадки - Болонья.
Железными дорогами Италии управляет компания Trenitalia. В нее входят два крупных подразделения: Divisione Trasporto Passeggeri a Media e Lunga Percorrenza (занимается перевозками на большие расстояния; соответствует российским поездам дальнего следования) и Divisione Trasporto Regionale (поезда, курсирующие, как пра вило, в пределах одного или двух соседних регионов; соответствует нашим электричкам). Мы не выкладываем расписание поездов Италии, так как это расписание очень большое. На сайте Trenitalia можно узнать расписание поездов и забронировать билеты онлайн:
БРОНИРОВАНИЕ БИЛЕТОВ И РАСПИСАНИЕ:
http://www.trenitalia.comПоезда в Италии подразделяются на:
IC Intercity - используется для внутреннего и внешнего сообщения. В этом типе поездов существует первый и второй класс для пассажиров. Пассажиры первого класса могут пользоваться кондиционерами. Еда подается в соответствие с меню. Места в поездах могут быть зарезервированы заранее, но только часть IC поездов требует резервирования билетов. На некоторых поездах берется дополнительная плата для тех, кто не является владельцем карт и билетов "Eurail" или "BTLC";
EC Eurocity - используются для международных рейсов;
EXPR - поезда - экспресс, используются для международного сообщения;
Espresso - в поездах этого типа существует как первый, так и второй класс, хотя часть поездов бывает только со вторым классом. Также для поездов такого типа не нужно резервирование билетов. Напитки и еда доступна в таком объеме, который указан в списке;
DIR Diretto - полуэкспрессы, которые делают много остановок. В поездах такого типа часто бывает лишь только второй класс сидячих мест;
Locale - эти поезда в Италии часто называют "accelerato" и примерно соответствуют обычной электричке. В этих поездах как правило нет первого класса, однако не в часы пик в вагонах и так свободно и комфортно.
Поезда, курсирующие на отдельных направлениях, имеют собственные имена:
Frecciarossa (Красная стрела) - между Турином и Салерно, соединяя Турин, Милан, Больнью, Флоренцию, Рим и Неаполь. Поездка от Милана до Рима занимает около 3 часов (на машине по платным дорогам тот же путь можно проделать примерно за 6-7 часов);
Frecciargento (Серебрянная стрела) - между Калабрией и Венецией, соединяя Бари, Рим, Верону и Венецию. Поездка из Рима в Венецию занимает около 3,5 часов;
Frecciabianca (Белая стрела) - между Миланом и Венецией, Генуей и Римом, по Адриатической Ривьере до Бари.
Стоимость билетов зависит от протяженности маршрута, при этом по мере возрастания последней пропорционально снижается цена за километр. Например, 300 км поездом Regionale будут стоить около €10, 100 км - около €4, а 5 км - около €0,9. Тарифы скоростных поездов существенно выше: 20 км (без бронирования места) стоят €4, а 150 км - более €9. Еще выше цены на билеты поездов Eurostar, но есть скидки: наиболее распространены скидка 50% детям до 12 лет и скидка 20% для групп (6 и более чел.), но в поездах некоторых типов система скидок может быть иная.
Билеты первого и второго класса, которые имеют разную стоимость, могут быть куплены в билетных кассах станций или в уполномоченных транспортных агентствах.
Для Eurocity, Intercity, Eurostar Italia требуется регистрация билетов. Пассажиры, у которых возраст более 60 лет или менее 26 лет имеют право на льготные цены при покупках железнодорожных билетов на итальянские поезда. После покупки билетов и перед посадкой на поезд необходимо их прокомпостировать в специальных автоматах, которые находятся, как правило, в начале перронов. Дело в том, что билеты на поезда действительны в течении шести часов и если билеты не прокомпостировать, контролеры подумают, что Вы собираетесь использовать билеты неоднократно и оштрафуют Вас.
В Италии существует возможность возврата стоимости неиспользованных билетов. Деньги возвращаются за билеты, которые куплены не более года назад. На всех неиспользованных билетах в офисах, где билет был куплен, ставится штамп и деньги возвращаются за вычетом 15% .
Билеты можно купить в обычной кассе на вокзале (желательно знание итальянского для общения с кассиром), в автомате (желательно наличие пластиковой карты, т.к. может не оказаться сдачи) или на сайте итальянских железных дорог (можно купить самые дешевые билеты, но не без сложностей - подробнее читайте инструкцию о покупке билетов).
Если билет без указания мест, даты и времени отправления, то им можно воспользоваться на любом поезде на данном направлении в течение 2х месяцев после покупки.
При посадке в поезд следует обращать внимание на цифры 1 или 2 на дверях и окнах вагонов (равно как и разрешающий и запрещающий курение знак для тех, кому это важно). Цифры эти означают класс вагона, и не следует, имея на руках билет в вагон 2-го класса, занимать место в вагоне более высокой категории - в принципе, за это с вас в праве потребовать оплату.
На каждой станции есть табло с расписанием прибывающих и отправляющихся поездов. Сверху крупными буквами написано ARRIVO (прибытие) или PARTENZA (отправление). В последнем случае наиболее крупным шрифтом набраны конечные пункты маршрута, а под ними более мел ко напечатаны основные промежуточные станции; в скобках после каждого пункта указано время прибытия.